Спецификация теста для
итоговой аттестации
выпускников основной школы по физике (9 класс)
Цель теста
Тест предназначен для
итоговой аттестации выпускников основной школы по физике. Он позволяет
проверить уровень подготовки учащихся в рамках Обязательного минимума
содержания образования, установить качество подготовки учащихся, выставив им
оценки «удовлетворительно», «хорошо» и «отлично». Данный тест можно использовать после обобщающего
повторения в 9 классе и как входную диагностику в 10 классе.
Нормативные документы
Обязательный минимум содержания основного общего
образования по физике (Приказ МО РФ от 19.05.1998 № 1236).
Примерные программы основного
общего образования - М.: Дрофа, 1999 г.
Оценка качества подготовки
выпускников основной школы по физике. Учебное издание - М.: Дрофа, 2000 г.
Кодификатор элементов содержания
по физике
Код
|
Код
контролируемого элемента
|
Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ
|
1
|
Методы научного познания и физическая картина мира
|
|
1.1
|
Эксперимент и теория в процессе познания природы.
Использование результатов экспериментов для построения
теории
|
|
1.2
|
Измерение физических величин. Погрешности измерений.
|
|
1.3
|
Построение графика по результатам эксперимента
|
|
1.4
|
Использование результатов экспериментов для предсказаний
значений величин, характеризующих изучаемое явление
|
|
1.5
|
Знание ученых, внесших фундаментальный вклад в развитие
физики.
|
2
|
Механика
|
|
2.1.
|
Механическое движение и его относительность. Системы отсчета.
Траектория. Путь. Перемещение.
Скорость.
|
|
2.2
|
Ускорение. Прямолинейное равноускоренное движение.
Свободное падение.
|
|
2.3
|
Взаимодействие тел. Сила Инерция. Первый закон Ньютона.
|
|
2.4
|
Второй закон Ньютона. Масса тела. Плотность вещества.
Третий закон Ньютона.
|
|
2.5
|
Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. Вес тела. Невесомость. Движение искусственных спутников Земли.
|
|
2.6
|
Сила упругости. Закон Гука Сила трения.
|
|
2.7
|
Импульс тела. Закон сохранения импульса.
|
|
2.8
|
Работа силы. Мощность.
|
|
2.9
|
Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения энергии.
|
|
2.10
|
Механические колебания. Амплитуда, период, частота, фаза
колебаний.
|
|
2.11
|
Механические волны. Поперечные и продольные волны. Длина
волны. Скорость волны.
|
3
|
Молекулярная
физика. Термодинамика.
|
|
3.1
|
Дискретное строение вещества Непрерывное и хаотичное движение атомов и
молекул вещества. Диффузия.
|
|
3.2
|
Взаимодействие частиц вещества. Модели газа, жидкости и
твердого тела
|
|
3.3
|
Способы теплопередачи. Внутренняя энергия. Температура.
|
|
3.4
|
Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества.
|
|
3.5
|
Закон сохранения энергии в тепловых процессах.
|
|
3.6
|
Процессы конденсации, парообразования. Графическое представление.
|
|
3.7
|
Процессы плавления и кристаллизации. Графическое
представление.
|
|
3.8
|
Удельная теплота сгорания. Тепловые двигатели. КПД.
|
|
3.9
|
Экологические проблемы.
|
4
|
Электродинамика
|
|
4.1
|
Электризация тел. Два вида электрического заряда.
|
|
4.2
|
Сила тока, напряжение.
|
|
4.3
|
Сопротивление. Закон Ома.
|
|
4.4
|
Работа и мощность тока. Закон Джоуля -Ленца.
|
|
4.5
|
Электрическое и магнитное поля. Электромагнитная индукция.
|
|
4.6
|
Электромагнитные волны.
|
|
4.7
|
Отражение и преломление света.
|
|
4.8
|
Построение изображений в линзах.
|
|
4.9
|
Электроизмерительные приборы: амперметр, амперметры,
вольтметры. Электрические цепи.
|
|
4.10
|
Соединение проводников.
|
5
|
Ядерная физика
|
|
5.1
|
Строение атома.
|
|
5.2
|
Строение атомного ядра. Зарядовое и массовое числа.
Изотопы.
|
|
5.3
|
Ядерные реакции.
|
|
5.4
|
Радиоактивность. Альфа, бета и гамма излучения.
|
|
5.5
|
Энергия связи. Ядерная энергетика.
|
Кодификатор требований к уровню подготовки
выпускников основной школы по физике
1. Владеть методами научного познания
1.1. Собирать установки для
эксперимента по описанию, рисунку или схеме и проводить наблюдения изучаемых
явлений
1.2. Измерять: температуру,
массу, объем, силу (упругости, тяжести, трения скольжения), расстояние,
промежуток времени, силу тока, напряжение, плотность, период колебаний
маятника, фокусное расстояние собирающей линзы.
1.3. Представлять результаты
измерений в виде таблиц, графиков и выявлять эмпирические закономерности:
1.3.1 изменения координаты тела от времени;
1.3.2 силы упругости от удлинения пружины;
1.3.3 силы тяжести от массы тела;
1.3.4 силы тока в резисторе от напряжения;
1.3.5 массы вещества от его объема;
1.3.6 температуры тела от времени при
теплообмене.
1.4. Объяснять результаты
наблюдений и экспериментов:
1.4.1 смену дня и ночи;
1.4.2 большую сжимаемость газов;
1.4.3 малую сжимаемость жидкостей и твердых
тел;
1.4.4
процессы испарения и плавления вещества:
1.4.5 испарение жидкостей при любой температуре и
ее охлаждение при испарении.
1.5.
Применять экспериментальные результаты для предсказания значения величин,
характеризующих ход физических явлений:
1.I.1
положение тела при его движении под действием силы;
1.5.2 удлинение пружины под действием подвешенного
груза;
1.5.3 силу тока при заданном
напряжении;
1.5.4
значение температуры остывающей воды в заданный момент
времени.
2. Владеть основными понятиями и законами физики
2.1. Давать определения
физических величин и формулировать физические законы.
2.2.
Описывать:
2.2.1 физические явления и процессы;
2.2.2 изменения и преобразования
энергии при анализе: свободного падения тел, движения тел при наличии трения,
колебаний нитяного и пружинного маятников, нагревания проводников электрическим
током, плавления и испарения вещества.
2.3. Вычислять:
2.3.1 равнодействующую силу,
используя второй закон Ньютона;
2.3.2 импульс тела, если известны скорость тела и
его масса;
2.3.3 расстояние, на которое
распространяется звук за определенное время при заданной скорости;
2.3.4 кинетическую энергию тела при заданных массе
и скорости;
потенциальную энергию взаимодействия тела с
Землей и силу тяжести при заданной массе тела;
2.3.5 энергию, поглощаемую (выделяемую) при
нагревании (охлаждении) тел;
энергию, выделяемую в проводнике при
прохождении электрического тока (при заданных силе тока и напряжении).
2.4. Строить изображение точки в
плоском зеркале и собирающей линзе.
3.Воспринимать,
перерабатывать и предъявлять учебную информацию в различных формах (словесной,
образной, символической)
3.1. Называть:
3.1.1 источники электростатического и магнитного
полей, способы их обнаружения;
3.1.2 преобразования энергии в
двигателях внутреннего сгорания, электрогенераторах, электронагревательных
приборах.
3.2. Приводить примеры:
3.2.1 относительности скорости и
траектории движения одного и того же тела в разных системах отсчета;
3.2.2 изменения скорости тел под действием силы;
3.2.3 деформации тел при взаимодействии;
3.2.4 проявления закона
сохранения импульса в природе и технике;
3.2.5 колебательных и волновых
движений в природе и технике;
3.2.6 экологических последствий
работы двигателей внутреннего сгорания, тепловых, атомных и
гидроэлектростанций;
3.2.7 опытов, подтверждающих
основные положения молекулярно-кинетической теории.
3.3. Читать и пересказывать текст
учебника.
3.4. Выделять главную мысль в
прочитанном тексте.
3.5. Находить в прочитанном
тексте ответы на поставленные вопросы.
3.6. Конспектировать прочитанный
текст.
3.7. Определять:
3.7.1 промежуточные значения величин по таблицам
результатов измерений и построенным графикам;
3.7.2 характер тепловых процессов: нагревание,
охлаждение, плавление, кипение (по графикам изменения температуры тела со
временем);
3.7.3 сопротивление металлического проводника (по
графику зависимости силы тока от напряжения);
3.7.4 период, амплитуду и частоту (по графику
колебаний);
3.7.5 по графику зависимости координаты от времени:
координату времени в заданный момент времени;
3.7.6 промежутки времени, в течение которых тело
двигалось с постоянной, увеличивающейся, уменьшающейся скоростью; промежутки
времени действия силы.
3.8. Сравнивать сопротивления металлических проводников по
графикам зависимости силы тока от напряжения.
Распределение проверяемых
элементов по разделам физики
№
|
Проверяемые элементы
|
Разделы
дисциплины
|
Методы изучения природы
|
Механика
|
Молекулярная физика. Термодинамика
|
Электро
динамика
|
Атомная физика
|
Сумма заданий по каждому пункту
|
12 %
|
28 %
|
22 %
|
26 %
|
12 %
|
1
|
Знание понятий,
определений, терминов
|
10 %
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
5
|
2
|
Знание законов, формул
|
10 %
|
|
1
|
1
|
1
|
|
3
|
3
|
Умение применять законы и
формулы для решения задач
|
20 %
|
1
|
3
|
2
|
2
|
1
|
9
|
4
|
Применять законы физики
для анализа процессов на расчетном уровне
|
12 %
|
|
1
|
1
|
1
|
1
|
4
|
5
|
Применять законы физики
для анализа процессов на качественном уровне
|
12%
|
|
1
|
1
|
1
|
1
|
4
|
6
|
Делать выводы на основе
экспериментальных данных, представленных таблицей, графиком, диаграммой,
схемой и т.п.
|
10 %
|
1
|
1
|
1
|
1
|
|
4
|
7
|
Проводить расчеты,
используя сведения, получаемые из графиков, таблиц, схем и т.п.
|
16 %
|
1
|
2
|
1
|
2
|
|
6
|
8
|
Объяснение физических
явлений
|
10 %
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
5
|
итого
|
5
|
11
|
9
|
10
|
5
|
40
|
Структура теста
Тест содержит 40 тестовых заданий.
Задания с А1 до А30 закрытого типа , задание А31
модифицированной формы и с А32 до А40 задания открытого типа.
Характеристики заданий теста
№№
задания
|
Тип
|
Раздел
физики (элемент содержания по «Кодификатору»)
|
Вид
деятельности (№Требования*)
|
Уровень
подготовки
|
Время
выполнения
(мин.)
|
А1
|
З.М
|
2.1
|
3.2.;
3.2.1
|
базовый
|
1
|
А2
|
З.А
|
2.3
|
3.2.2.
|
базовый
|
1
|
А3
|
З.М
|
2.9
|
2.3.4
|
базовый
|
1
|
А4
|
З.М
|
2.7
|
2.3.2
|
базовый
|
1
|
А5
|
З.М
|
2.6
|
1.3.2;
1.5.2
|
базовый
|
1
|
А6
|
З.В
|
3.3
|
2.3.5
|
базовый
|
1
|
А7
|
З.М
|
4.2
|
2.1
|
базовый
|
1
|
А8
|
З.В
|
4.6
|
3.1.1;
3.2.5.
|
базовый
|
1
|
А9
|
З.М
|
3.8
|
2.3.5
|
базовый
|
1
|
А10
|
З.В
|
1.1
|
1.4.5
|
базовый
|
1
|
А11
|
З.А
|
1.5
|
2.2.1
|
базовый
|
1
|
А12
|
З.М
|
5.1
|
2.2.1
|
базовый
|
1
|
А13
|
З.А
|
5.2
|
2.2.1
|
базовый
|
1
|
А14
|
З.А
|
4.8
|
2.4
|
базовый
|
1
|
А15
|
З.М
|
5.3
|
2.1
|
базовый
|
1
|
А16
|
З.М
|
5.4
|
2.2.1
|
базовый
|
1
|
А17
|
З.М
|
4.10
|
2.1
|
базовый
|
1
|
А18
|
З.А
|
3.9
|
3.2.6
|
базовый
|
1
|
А19
|
З.М
|
1.2
|
1.2
|
базовый
|
1
|
А20
|
З.М
|
4.9
|
1.1;
1.2
|
базовый
|
1
|
А21
|
З.С
|
3.3
|
2.2.1
|
базовый
|
2
|
А22
|
З.С
|
4.5
|
3.1.1
|
базовый
|
2
|
А23
|
З.С
|
2.5
|
2.1
|
базовый
|
2
|
А24
|
З.С
|
3.6
|
1.4.4
|
базовый
|
1
|
А25
|
З.М
|
2.2
|
1.5.1;
3.7.6
|
базовый
|
2
|
А26
|
З.М
|
2.11
|
3.7.4
|
базовый
|
2
|
А27
|
З.М
|
4.3
|
1.3.4;
3.7.3
|
базовый
|
2
|
А28
|
З.М
|
1.3
|
1.3.2;
1.5.2
|
базовый
|
2
|
А29
|
З.М
|
3.7
|
3.7.2;
2.1
|
базовый
|
2
|
А30
|
З.М
|
2.6
|
3.7.1
|
базовый
|
2
|
А31
|
П.С.О
|
3.1
|
3.2.7
|
повышенный
|
3
|
А32
|
О.С.И
|
5.5
|
2.2.1
|
повышенный
|
3
|
А33
|
О.В.К.О
|
1.4
|
1.5.4
|
повышенный
|
3
|
А34
|
О.В.К.О
|
4.1
|
2.2.1
|
повышенный
|
3
|
А35
|
О.З.В.Д.
|
2.8
|
2.3.4
|
повышенный
|
3
|
А36
|
О.З.В.Д
|
4.7
|
2.1.;
2.4
|
повышенный
|
3
|
А37
|
О.З.В.Д.
|
3.8
|
3.2.6;
2.3.5
|
повышенный
|
3
|
А38
|
О.З.В.Д
|
3.5
|
3.2.6;
2.3.5
|
высокий
|
10
|
А39
|
О.З.В.Д.
|
2.4
|
2.1;
2.3.1.
|
высокий
|
10
|
А40
|
О.З.В.Д
|
4.4
|
2.1;
2.3.5
|
высокий
|
10
|
Используемые обозначения:
Тип задания:
Закрытого типа Открытого типа
З.А
- альтернативных ответов О.С.И. -
свободного изложения
З.М
- множественного выбора О.В.К.О. -
вопрос требующий краткого
ответа
З.В.
- восстановление соответствия О.З.В.Д - задача связанная
с выполнением
З.П
- восстановление последовательности определенной деятельности
Модифицированной формы
П.С.О - причинно-следственные
отношения
Распределение заданий по уровню сложности
Уровень сложности заданий
|
Число заданий
|
Максимальный первичный балл
|
Процент максимального первичного балла за задания данного
уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 51
|
Базовый
|
30
|
30
|
58
|
Повышенный
|
7
|
14
|
25
|
Высокий
|
3
|
9
|
17
|
Итого:
|
40
|
53
|
100%
|
Число вариантов теста - 1
Критерии оценки
тестируемых:
I.
подсчет
общего числа баллов - к
II.
шкала оценок
к < 0.6 «2»
0.6 - 0.7 «3»
0.7 -0.9 «4»
0.9 - 1 «5»
Разработчики
Русанова Надежда Ивановна, учитель физики школы № 65
Мингулова Эльвира Готлибовна, учитель физики школы № 49
Медведева Наталья Николаевна, учитель физики школы № 8
Лопсонова Татьяна Владимировна, учитель физики Туранской средней школы
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ К
ТЕСТАМ ПО ФИЗИКЕ
|
|
НОМЕРА ЗАДАНИЙ
|
А1
|
А2
|
А3
|
А4
|
А5
|
А6
|
А7
|
А8
|
А9
|
А10
|
А11
|
А12
|
А13
|
А14
|
А15
|
А16
|
А17
|
А18
|
А19
|
А20
|
отв
|
4
|
3
|
1
|
2
|
3
|
4
|
3
|
4
|
1
|
4
|
2
|
3
|
3
|
1
|
3
|
2
|
1
|
3
|
2
|
4
|
|
НОМЕРА ЗАДАНИЙ
|
А21
|
А22
|
А23
|
А24
|
А25
|
А26
|
А27
|
А28
|
отв
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1
|
2
|
3
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
|
|
|
|
да
|
нет
|
да
|
нет
|
нет
|
да
|
да
|
да
|
да
|
да
|
да
|
С
|
А
|
А
|
В
|
В
|
3
|
2
|
3
|
2
|
|
НОМЕРА ЗАДАНИЙ
|
А29
|
А30
|
А31
|
А32
|
А33
|
А34
|
А35
|
А36
|
А37
|
А38
|
А39
|
А40
|
отв
|
3
|
|
+
|
+
|
нейтроны
|
|
4
|
1,3,4
|
45
|
30
|
29
|
|
|
|
Бланк для записи ответов
|
|
НОМЕРА ЗАДАНИЙ
|
А1
|
А2
|
А3
|
А4
|
А5
|
А6
|
А7
|
А8
|
А9
|
А10
|
А11
|
А12
|
А13
|
А14
|
А15
|
А16
|
А17
|
А18
|
А19
|
А20
|
отв
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
НОМЕРА ЗАДАНИЙ
|
А21
|
А22
|
А23
|
А24
|
А25
|
А26
|
А27
|
А28
|
отв
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1
|
2
|
3
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
НОМЕРА ЗАДАНИЙ
|
А29
|
А30
|
А31
|
А32
|
А33
|
А34
|
А35
|
А36
|
А37
|
А38
|
А39
|
А40
|
отв
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|