Статистика сайта

mod_vvisit_counterСегодня171
mod_vvisit_counterВ этом месяце2450
mod_vvisit_counterВсего1592161
 
 
 
 
 
 
Спецификация теста для итоговой аттестации выпускников основной школы по физике Печать

Спецификация теста для  итоговой аттестации

выпускников основной школы по физике (9 класс)

Цель теста

Тест предназначен для  итоговой аттестации выпускников основной школы по физике. Он позволяет проверить уровень подготовки учащихся в рамках Обязательного минимума содержания образования, установить качество подготовки учащихся, выставив им оценки «удовлетворительно», «хорошо» и «отлично». Данный тест  можно использовать после обобщающего повторения в 9 классе и как входную диагностику в 10 классе.

Нормативные документы

 

Обязательный  минимум содержания основного общего образования по физике (Приказ МО РФ от 19.05.1998 № 1236).

Примерные программы основного общего образования - М.: Дрофа, 1999 г.

Оценка качества  подготовки выпускников  основной школы по физике. Учебное издание - М.: Дрофа, 2000 г. 

Кодификатор элементов содержания по физике

 

 

Код

Код контролируемого элемента

Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ

1

Методы научного познания и физическая картина мира

 

1.1

Эксперимент и теория в процессе познания природы.

Использование результатов экспериментов для построения теории

 

1.2

Измерение физических величин.  Погрешности измерений.

 

1.3

Построение графика по результатам эксперимента

 

1.4

Использование результатов экспериментов для предсказаний значений величин, характеризующих изучаемое явление

 

1.5

Знание ученых, внесших фундаментальный вклад в развитие физики.

2

Механика

 

2.1.

Механическое движение и его относительность. Системы отсчета. Траектория.  Путь. Перемещение. Скорость.  

 

2.2

Ускорение. Прямолинейное равноускоренное движение. Свободное падение.

 

2.3

Взаимодействие тел. Сила Инерция. Первый закон Ньютона.

 

2.4

Второй закон Ньютона. Масса тела. Плотность вещества. Третий закон Ньютона.

 

2.5

Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. Вес тела. Невесомость.  Движение искусственных спутников Земли.

 

2.6

Сила упругости. Закон Гука Сила трения.

 

2.7

Импульс тела. Закон сохранения импульса.

 

2.8

Работа силы. Мощность.

 

2.9

Кинетическая энергия. Потенциальная энергия.  Закон сохранения энергии.

 

2.10

Механические колебания. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний.

 

2.11

Механические волны. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Скорость волны.

3

Молекулярная физика. Термодинамика.

 

3.1

Дискретное строение вещества  Непрерывное и хаотичное движение атомов и молекул вещества. Диффузия.

 

3.2

Взаимодействие частиц вещества. Модели газа, жидкости и твердого тела

 

3.3

Способы теплопередачи. Внутренняя энергия. Температура.

 

3.4

Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества.

 

3.5

Закон сохранения энергии в тепловых процессах.

 

3.6

Процессы конденсации, парообразования. Графическое представление.

 

3.7

Процессы плавления и кристаллизации. Графическое представление.

 

3.8

Удельная теплота сгорания. Тепловые двигатели. КПД.

 

3.9

Экологические проблемы.

4

Электродинамика

 

4.1

Электризация тел. Два вида электрического заряда.

 

4.2

Сила тока, напряжение.

 

4.3

Сопротивление. Закон Ома.

 

4.4

Работа и мощность тока. Закон Джоуля -Ленца.

 

4.5

Электрическое и магнитное поля. Электромагнитная индукция.

 

4.6

Электромагнитные волны.

 

4.7

Отражение и преломление света.

 

4.8

Построение изображений в линзах.

 

4.9

Электроизмерительные приборы: амперметр, амперметры, вольтметры. Электрические цепи.

 

4.10

Соединение проводников.

5

Ядерная физика

 

5.1

Строение атома.

 

5.2

Строение атомного ядра. Зарядовое и массовое числа. Изотопы.

 

5.3

Ядерные реакции.

 

5.4

Радиоактивность. Альфа, бета и гамма излучения.

 

5.5

Энергия связи. Ядерная энергетика.

 

 

Кодификатор требований к уровню подготовки выпускников основной школы по физике

 

 

1. Владеть методами научного познания

1.1. Собирать установки для эксперимента по описанию, рисунку или схеме и проводить наблюдения изучаемых явлений

1.2. Измерять: температуру, массу, объем, силу (упругости, тяжести, трения скольжения), расстояние, промежуток времени, силу тока, напряжение, плотность, период колебаний маятника, фокусное расстояние собирающей линзы.

1.3. Представлять результаты измерений в виде таблиц, графиков и выявлять эмпирические закономерности:

 1.3.1 изменения координаты тела от времени;

 1.3.2 силы упругости от удлинения пружины;

 1.3.3 силы тяжести от массы тела;

 1.3.4 силы тока в резисторе от напряжения;

 1.3.5 массы вещества от его объема;

 1.3.6 температуры тела от времени при теплообмене.

1.4. Объяснять результаты наблюдений и экспериментов:

                         1.4.1 смену дня и ночи;

                         1.4.2 большую сжимаемость газов;

 1.4.3 малую сжимаемость жидкостей и твердых тел;

 1.4.4  процессы испарения и плавления вещества:

 

 

1.4.5  испарение жидкостей при любой температуре и ее охлаждение при испарении.

1.5. Применять экспериментальные результаты для предсказания значения величин, характеризующих ход физических явлений:

1.I.1          положение тела при его движении под действием силы;

1.5.2  удлинение пружины под действием подвешенного груза;

1.5.3 силу тока при заданном напряжении;

1.5.4        значение температуры остывающей воды в заданный момент времени.

2. Владеть основными понятиями и законами физики

2.1. Давать определения физических величин и формулировать физические законы.

2.2. Описывать:

           2.2.1 физические явления и процессы;

2.2.2 изменения и преобразования энергии при анализе: свободного падения тел, движения тел при наличии трения, колебаний нитяного и пружинного маятников, нагревания проводников электрическим током, плавления и испарения вещества.

2.3. Вычислять:

2.3.1 равнодействующую силу, используя второй закон Ньютона;

2.3.2  импульс тела, если известны скорость тела и его масса;

2.3.3 расстояние, на которое распространяется звук за определенное время при заданной скорости;

2.3.4  кинетическую энергию тела при заданных массе и скорости;

 потенциальную энергию взаимодействия тела с Землей и силу тяжести при заданной массе тела;

2.3.5  энергию, поглощаемую (выделяемую) при нагревании (охлаждении) тел;

 энергию, выделяемую в проводнике при прохождении электрического тока (при заданных силе тока и напряжении).

2.4. Строить изображение точки в плоском зеркале и собирающей линзе.

3.Воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебную информацию в различных формах (словесной, образной, символической)

3.1. Называть:

3.1.1  источники электростатического и магнитного полей, способы их обнаружения;

3.1.2 преобразования энергии в двигателях внутреннего сгорания, электрогенераторах, электронагревательных приборах.

3.2. Приводить примеры:

3.2.1 относительности скорости и траектории движения одного и того же тела в разных системах отсчета;

3.2.2  изменения скорости тел под действием силы;

3.2.3  деформации тел при взаимодействии;

3.2.4 проявления закона сохранения импульса в природе и технике;

3.2.5 колебательных и волновых движений в природе и технике;

3.2.6 экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания, тепловых, атомных и гидроэлектростанций;

3.2.7 опытов, подтверждающих основные положения молекулярно-кинетической теории.

3.3. Читать и пересказывать текст учебника.

3.4. Выделять главную мысль в прочитанном тексте.

3.5. Находить в прочитанном тексте ответы на поставленные вопросы.

 

 

 

 

3.6. Конспектировать прочитанный текст.

3.7. Определять:

3.7.1  промежуточные значения величин по таблицам результатов измерений и построенным графикам;

3.7.2  характер тепловых процессов: нагревание, охлаждение, плавление, кипение (по графикам изменения температуры тела со временем);

3.7.3  сопротивление металлического проводника (по графику зависимости силы тока от напряжения);

3.7.4  период, амплитуду и частоту (по графику колебаний);

3.7.5  по графику зависимости координаты от времени: координату времени в заданный момент времени;

3.7.6  промежутки времени, в течение которых тело двигалось с постоянной, увеличивающейся, уменьшающейся скоростью; промежутки времени действия силы.

3.8. Сравнивать сопротивления металлических проводников по графикам зависимости силы тока от напряжения.

           

 

 

Распределение проверяемых элементов по разделам физики

Проверяемые элементы

Разделы  дисциплины

Методы изучения природы

Механика

Молекулярная физика. Термодинамика

Электро

динамика

Атомная физика

Сумма заданий по каждому пункту

12 %

28 %

22 %

26 %

12 %

1

Знание понятий, определений, терминов

10 %

1

1

1

1

1

5

2

Знание законов, формул

10 %

 

1

1

1

 

3

3

Умение применять законы и формулы для решения задач

20 %

1

3

2

2

1

9

4

Применять законы физики для анализа процессов на расчетном уровне

12 %

 

1

1

1

1

4

5

Применять законы физики для анализа процессов на качественном уровне

12%

 

1

1

1

1

4

6

Делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных таблицей, графиком, диаграммой, схемой и т.п.

10 %

1

1

1

1

 

4

7

Проводить расчеты, используя сведения, получаемые из графиков, таблиц, схем и т.п.

16 %

1

2

1

2

 

6

8

Объяснение физических явлений

10 %

1

1

1

1

1

5

итого

5

11

9

10

5

40

 

 

Структура теста

 

Тест содержит 40 тестовых заданий.

Задания с А1 до А30 закрытого типа , задание А31 модифицированной формы и с А32 до А40 задания открытого типа.

Характеристики заданий теста

 

№№ задания

Тип

Раздел физики (элемент содержания по «Кодификатору»)

Вид деятельности (№Требования*)

Уровень подготовки

Время выполнения

(мин.)

А1

З.М

2.1

3.2.; 3.2.1

базовый

1

А2

З.А

2.3

3.2.2.

базовый

1

А3

З.М

2.9

2.3.4

базовый

1

А4

З.М

2.7

2.3.2

базовый

1

А5

З.М

2.6

1.3.2; 1.5.2

базовый

1

А6

З.В

3.3

2.3.5

базовый

1

А7

З.М

4.2

2.1

базовый

1

А8

З.В

4.6

3.1.1; 3.2.5.

базовый

1

А9

З.М

3.8

2.3.5

базовый

1

А10

З.В

1.1

1.4.5

базовый

1

А11

З.А

1.5

2.2.1

базовый

1

А12

З.М

5.1

2.2.1

базовый

1

А13

З.А

5.2

2.2.1

базовый

1

А14

З.А

4.8

2.4

базовый

1

А15

З.М

5.3

2.1

базовый

1

А16

З.М

5.4

2.2.1

базовый

1

А17

З.М

4.10

2.1

базовый

1

А18

З.А

3.9

3.2.6

базовый

1

А19

З.М

1.2

1.2

базовый

1

А20

З.М

4.9

1.1; 1.2

базовый

1

А21

З.С

3.3

2.2.1

базовый

2

А22

З.С

4.5

3.1.1

базовый

2

А23

З.С

2.5

2.1

базовый

2

А24

З.С

3.6

1.4.4

базовый

1

А25

З.М

2.2

1.5.1; 3.7.6

базовый

2

А26

З.М

2.11

3.7.4

базовый

2

А27

З.М

4.3

1.3.4; 3.7.3

базовый

2

А28

З.М

1.3

1.3.2; 1.5.2

базовый

2

А29

З.М

3.7

3.7.2; 2.1

базовый

2

А30

З.М

2.6

3.7.1

базовый

2

А31

П.С.О

3.1

3.2.7

повышенный

3

А32

О.С.И

5.5

2.2.1

повышенный

3

А33

О.В.К.О

1.4

1.5.4

повышенный

3

А34

О.В.К.О

4.1

2.2.1

повышенный

3

А35

О.З.В.Д.

2.8

2.3.4

повышенный

3

А36

О.З.В.Д

4.7

2.1.; 2.4

повышенный

3

А37

О.З.В.Д.

3.8

3.2.6; 2.3.5

повышенный

3

А38

О.З.В.Д

3.5

3.2.6; 2.3.5

высокий

10

А39

О.З.В.Д.

2.4

2.1; 2.3.1.

высокий

10

А40

О.З.В.Д

4.4

2.1; 2.3.5

высокий

10

   

Используемые обозначения:

 

Тип задания:

 

Закрытого  типа                                                          Открытого  типа

З.А - альтернативных  ответов                               О.С.И. - свободного  изложения

З.М - множественного  выбора                              О.В.К.О. - вопрос  требующий  краткого  ответа

З.В. - восстановление соответствия                       О.З.В.Д - задача  связанная  с  выполнением 

З.П - восстановление  последовательности                         определенной  деятельности

                                                    Модифицированной  формы

                                           П.С.О - причинно-следственные  отношения

 

Распределение заданий по уровню сложности

 

Уровень сложности заданий

Число заданий

Максимальный первичный балл

Процент максимального первичного балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 51

Базовый

30

30

58

Повышенный

7

14

25

Высокий

3

9

17

Итого:

40

53

100%

 

Число вариантов теста - 1

Критерии  оценки  тестируемых: 

              I.      подсчет  общего  числа  баллов - к

           II.      шкала  оценок

к < 0.6                         «2»

0.6 - 0.7                      «3»

0.7 -0.9                       «4»

0.9 - 1                         «5»

Разработчики

Русанова Надежда Ивановна, учитель физики школы № 65

Мингулова Эльвира Готлибовна,  учитель физики школы № 49

Медведева Наталья Николаевна, учитель физики школы № 8

Лопсонова Татьяна Владимировна,  учитель физики Туранской средней школы

 

 

         ПРАВИЛЬНЫЕ  ОТВЕТЫ  К  ТЕСТАМ  ПО  ФИЗИКЕ

 

            НОМЕРА  ЗАДАНИЙ

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

А11

А12

А13

А14

А15

А16

А17

А18

А19

А20

отв

4

3

1

2

3

4

3

4

1

4

2

3

3

1

3

2

1

3

2

4

 

 

            НОМЕРА  ЗАДАНИЙ

А21

А22

А23

А24

А25

А26

А27

А28

отв

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

1

2

3

4

5

 

 

 

 

да

нет

да

нет

нет

да

да

да

да

да

да

С

А

А

В

В

3

2

3

2

 

 

            НОМЕРА  ЗАДАНИЙ

А29

А30

А31

А32

А33

А34

А35

А36

А37

А38

А39

А40

отв

3

 

+

+

         нейтроны

 

4

1,3,4

45

30

29

 

 

 

 

Бланк для записи ответов

 

            НОМЕРА  ЗАДАНИЙ

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

А11

А12

А13

А14

А15

А16

А17

А18

А19

А20

отв

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            НОМЕРА  ЗАДАНИЙ

А21

А22

А23

А24

А25

А26

А27

А28

отв

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            НОМЕРА  ЗАДАНИЙ

А29

А30

А31

А32

А33

А34

А35

А36

А37

А38

А39

А40

отв

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
« Пред.
 
 
 
 
 
u041bu043eu0433u043eu0442u0438u043f_u042fu041au043bu0430u0441u0441_u0431u0435u043bu044bu0439_u0444u043eu043d.png
28.gif
30.jpg
27.gif
irorb.gif
ege.gif
morb.gif
morf2.gif
header-title.png
29.jpg